3pillars

Thursday, July 12, 2012

БРАК С НЕЕВРЕЕМ


Вступление в брак - личное дело каждого. Основа супружества - любовь. Никто не станет оспаривать эти проверенные практикой аксиомы. Однако в поиске спутника на всю жизнь есть и другие, не менее важные факторы. Какое место среди них занимают, например, наличие общих жизненных целей?..

БРАК С НЕЕВРЕЕМ
Раввин Нахум Браверман
Мне кажется, что многие родители, отговаривая детей от брака с неевреями, используют обычно недостаточно убедительные доводы. Говорят, например, что евреи отличаются от неевреев, и эта разница помешает создать настоящую гармонию в браке. Это - «клановый» подход к проблеме. И чаще всего, эффект от аргументов такого рода - прямо противоположный. Эта аргументация увела от наших корней, нашего наследия немало людей. В том числе, и моих родителей.
Неубедительным считаю и другой довод: мол, евреи предыдущих поколений страдали и умирали, жертвовали жизнью, но не предавали свое еврейство. Аргумент - «это убьет твою бабушку или маму» - всего лишь его разновидность. Подобные аргументы, в лучшем случае, порождают чувство вины, но желаемых результатов не приносят: если мои предки во что-то верили, это никоим образом не означает, что и я должен верить в то же самое. Более того. Такие разговоры дают молодому человеку понять, что еврейство и связанные с ним обязательства - тяжелая, а иногда - мучительная ноша, которую, как почему-то считает старшее поколение, необходимо принять против воли и желания.
Третий довод в списке «не достаточно убедительных» - брак с неевреем содержит в себе угрозу для сохранения еврейской нации. Это, действительно, так. Но молодой человек может вам на это ответить: «Ну и пусть! Ради сохранения нации не хочу жертвовать собственным счастьем».
Вступление в брак, конечно же - личное дело каждого. Однако, чтобы молодой человек осознал, что выбор спутника жизни для него ограничен, необходимо объяснить ему, почему женитьба на евреейке (замужество с евреем) - в его интересах.
Шелдон влюблен в Марию. Он убежден, что, наконец, нашел ту, которую так долго искал. Мария выглядит гораздо более современной, чем та еврейская девушка, с которой Шелдон встречался раньше. Он совершенно уверен, что должен жениться на Марии. Ведь нет ничего важнее настоящей любви.
Есть ли другие факторы, кроме любви, которые стоит рассматривать, принимая решение вступить в брак? Разумеется, есть, даже если речь не идет о женитьбе на нееврейке. К примеру, далеко не каждый мужчина захочет связать судьбу с женщиной, которая не хочет иметь детей.
Любовь, несомненно - очень существенный повод для свадьбы. Но - не единственный. Многие люди в поиске пары принимают в расчет интересы и жизненные цели избранницы (избранника). Шелдон и Мария тоже думают об этом - на свой, «современный лад». Но браки с неевреями сегодня настолько общеприняты, настолько распространены, что на принадлежность к разным национальностям они не обращают внимания. Им кажется, что у них одинаковые устремления. То, о чем говорит Шелдону мать - вопрос религии. А наши молодые - не религиозны. Что же касается обычаев, какой-то особой еды… Фаршированную рыбу готовить и Мария может научиться…
Поставим вопрос принципиально: что в иудаизме такого, что еврейский юноша (еврейская девушка) в поиске партнерши для брака должен исключить 99 процентов женской половины человечества?
Выживание евреев - не просто этническая проблема, это - проблема моральная, потому что евреи - не только этническая группа, но и моральная сила. Союзом, заключенным между Всевышним и Авраамом - союзом, на котором была поставлена окончательная печать на Синае - с получением Торы, мы, евреи, подтвердили важность и приверженность особой, являющейся уникально еврейской концепции совести и морали. Мы дали миру концепцию универсального образования и права на справедливый суд. Мы научили мир, что и короли обязаны соблюдать закон, как все смертные, что закон должен защищать обездоленных и слабых.
Многие столетия цивилизованное человечество считало войну благородным и достойным делом, а евреи еще 3000 лет назад призвали человечество - «перекуем мечи на орала!».
В прошлом и до наших дней еврейский народ удивлял непропорционально большими, по сравнению с другими народами, размерами благотворительности.
Именно в еврейской среде на протяжении всей еврейской истории другие народы всегда отмечали особую чувствительность к вопросам социальной справедливости. Унаследовал эту «чувствительность» и современный Израиль.
Разумеется, я не хочу сказать, что только евреи руководствуются высокими моральными принципами. Многим другим людям мира эти принципы тоже важны. Однако отличие в том, что для евреев это - признаки национальной самоидентификации, ибо эти поведенческие нормы даны им Всевышним в Торе.
Эта уникальная ситуация, в которой оказались евреи, породила уникальную ненависть к ним. Гитлер говорил: «Борьба за мировое господство идет между мной и евреями. Остальное - несущественно. Евреи нанесли человечеству две раны: обрезание на теле и совесть на душе. Я призван освободить человечество от этих пут и цепей».
И вот Гитлера нет, а евреи выжили. И это свидетельствует, что, несмотря на все страдания, которые принес евреям антисемитизм, нечто «подпитывало» нас в трудные времена, как и на протяжении многих столетий, что усилия евреев, сохраняющих традицию своего народа - щедро оплачены.
Если еврей вступает в брак с нееврейкой (или еврейка - с неевреем), это означает, что он, обедняя себя, отказывается от основ, определяющих саму сущность еврейского народа, от стремления к идеалам, которые находят свое выражение в Торе, а Тора запрещает браки с неевреями (см. в книге Дварим, гл. 7, ст. 3). Если еврей решил для себя, что женится только на еврейке, значит, он выбрал правильный, пусть и не всегда легкий, путь. Тем самым он доказывает верность идеалам своего народа и принимает на себя участие в выполнении общей миссии, которая дана евреям Всевышним, стремится выполнить свое предназначение. Вопрос ставится именно так.
Очень важно отметить: человек не должен делать свой выбор, не имея представления об обязательствах, взятых на себя нашими праотцами, не обладая, пусть даже - самыми элементарными, знаниями еврейской традиции. А понять это можно, только изучая Тору, потому что Тора - тот корень, из которого произрастает все дерево.
Необходимо донести до сознания молодых людей, что они должны попытаться оценить сокровище, которое дано им от рождения, прежде чем расстаться с ним навсегда…

Перевод с английского

Впервые опубликовано на сайте aish.com
Раввин Нахум Браверман,
исполнительный директор Иерусалимского Фонда
американского отделения международной организации Эш а-Тора
Живет в Лос Анжелесе

http://www.evrey.com/sitep/ethics/arkhiv.php3?menu=231

No comments:

Post a Comment